Результаты исследования восприятия иностранными туристами имиджа России и ее туристических дестинаций
28 апреля 2012 года
Ростуризм получил итоговые материалы исследования восприятия иностранными туристами имиджа России и ее туристических дестинаций, проведенного по заказу ведомства Высшей школой экономики.
В ходе исследования, которое длилось с середины марта по начало апреля 2012 года, опрашивались иностранные туристы (из 36 стран, за исключением стран СНГ), владеющие английским языком и находившиеся в России более суток. Опрос был проведен в 5 гостиницах Москвы (203 респондента) и 8 гостиницах Санкт-Петербурга (100 респондентов). Средний возраст туристов, принявших участие в опросе, составил 42 года. 44,6% респондентов – это бизнес-туристы, и еще 42,2% находились в поездке, связанной с проведением отпуска, отдыха, досуга.
Респонденты оценили каждую из включенных в опросный лист имиджевых характеристик России и распределение ответов показало, что классический образ нашей страны по-прежнему доминирует. В наибольшей степени он ассоциируется у иностранцев с историческими достопримечательностями и православной культурой, а также с традиционными водкой, икрой и матрешкой. В меньшей – с конкретными географическими дестинациями и природными объектами. Слабо ассоциируется образ России с возможностями санаторно-курортного отдыха и и бальнеологического лечения, хотя страна располагает колоссальными ресурсами для развития этих видов туризма и продвижения их на международном рынке.
Любопытно отметить, что образ России практически в равной мере связан с различными природно-географическими объектами: Волга (148 туристов), Сибирь и Урал (146) и озеро Байкал (145). Существенно уступает им район Большого Сочи (130), несмотря на продвижение его как места проведения Олимпиады.
Следующий блок вопросов начинался словами «Согласны ли Вы со следующими утверждениями? Россия – это страна…». Варианты продолжения вопроса были такими: недружелюбных людей (самым популярным ответом был «скорее не согласен» – 35%, не согласен – 28,4, в то время как согласны с такой оценкой только 2,6%); неудобная для совершения путешествий («скорее не согласны» опять-таки в большинстве – 39,9%); с плохой экологией (преобладают те, кто не мог сказать определенно – 28,2, не согласны – 27,6, скорее согласны – 25,2); с высокими ценами на некачественные услуги (скорее согласны – 37,3, не определившихся – 30,4, скорее не согласны – 17,8).
Отдельное внимание обратим на вариант «в которой нечего смотреть, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Большинство вновь не смогли определиться (30,4%), но тех, кто скорее согласен, меньше (24,2%), чем тех, кто скорее не согласен (25,8%). То же самое соотношение в нашу пользу и у категоричных ответов!
Это говорит о том, что иностранные туристы уже начинают внимательно присматриваться к российским регионам и изучать их туристические возможности. Подтверждает этот факт и ответы на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что образ России ассоциируется с красивыми провинциальными городами и селами?» Скорее согласны – 35,2% опрошенных, а тех, кто не мог ответить определенно – 36,9, то есть большинство.
Но, пожалуй, наиболее важными представляется мнение респондентов о нашей стране в целом и насколько оно изменилось в процессе путешествия. 66,3% туристов сказали, что они изменили мнение о России, совершив поездку. Из них 90,5% – в лучшую сторону. И только мнение 9,5% опрошенных ухудшилось.
88,4% туристов посоветуют своим друзьям и коллегам поехать в Россию, тогда как не посоветуют – 11,6%.
Наконец, принципиально важна информация об источниках получения туристами информации о России при подготовке к поездке. На первом месте в этой рейтинге национальные и международные сайты (21,9% ответивших), мнения родственников, друзей и коллег на 2-м (20,8%). Третье место у туристских брошюр и путеводителей (19,2%), а российские сайт на родном языке респондента составили 13,9%. Далее следуют опыт предыдущих поездок в Россию (10,9%), реклама на телевидении и радио (7,8%) и замыкает рейтинг реклама в печатных изданиях (5,5%).
Результаты исследования представляют особый интерес в свете завершившейся 20 апреля серии мероприятий Ростуризма, проходивших в рамках Russian Tourism Roadshow в Берлине, Париже и Лондоне. Итоги работы социологов полностью коррелируются с той обратной связью, которую получили организаторы меропритяий от их зарубежных участников.
Проводившие исследование специалисты ВШЭ сопроводили его и целым рядом рекомендаций по улучшению имиджа России как страны, привлекательной для туризма, которые будут использованы Ростуризмом в дальнейшей работе по продвижению въездного туризма.