Ахат Юлашев о патриотизме, героях и современной армии
24 февраля 2011 года
- Ахат Гайнулович, что повлияло на выбор вашего жизненного пути?
- Я рос в районном центре в Казахстане, Джамбульская область, Чуйский район. Когда началась война, мне было 13 лет, это довольно сознательный возраст. И вся детвора чуть ли не каждый день, пропуская занятия, бегала провожать сформированные составы на фронт. Двое моих дядей ушли служить в первые дни войны. С этого момента изменилась и школьная жизнь. В каждом классе была карта, при чём не типографская, хорошая, а часто скопированная, на которой мы, узнавая последние известия отмечали военные действия. Знаете, эти годы отвлекли нас от хорошей учёбы, всё наше время занимали военные игры и новости с фронта.
Спустя какое-то время в наш районный центр стали возвращаться раненные с фронта, которые встречались со школьниками и рассказывали о войне, учили нас военному делу. В школе были военруки и нас всё больше стали готовить к военной службе. В нашей школе и в школах соседних населенных пунктов создавались свои команды, которые принимали участие в военных играх. Вместо оружия у нас были деревянные винтовки, а шумные трещётки заменяли пулемёты. Наверно в этот период во мне зародилось стремление стать военным, хотя из родственников у меня не было ни одного военного. Да и в команде своей школы меня всё чаще стали назначать командиром. То ли у меня получалось, то ли причиной тому был мой живой характер, я был активный мальчишка. Я хорошо знал и казахский и русский язык. Военные, работавшие в военкомате, были русскими, некоторые и не знали казахского языка, а для призыва солдат они вынуждены были ездить по кишлакам и общаться с местным населением, которое часто говорило только на родном языке. Тогда они предложили мне ездить с ними в роли переводчика. Добирались до мест мы в основном на лошадях, на тарантасах, зимой на санях. Вместе с нами ездила и милиция, так как, чего уж греха таить, и в то время были те, кто не хотел служить и сбегал. Таких ребят нам приходилось искать, ловить. Прошло время, я наверно тогда в классе 9-10 учился, и в военкомате мне предложили включить меня в их штат. Я согласился. В 1946 году я закончил школу. Тогда в военкомат пришла разнарядка в военные училища. Военком вызвал меня к себе и предложил поехать в военное авиационное училище связи в Москву. В училище впервые были открыты курсы по радиолокации, это было новое веяние, новая специальность. Училище я закончил в 1948 году и меня направили на Кавказ в Азербайджан командиром взвода на границу с Ираном, прослужил 1,5 года после чего меня перевели командиром роты в том жеокруге.
В 1954 г. я поступил в Харьковскую артиллерийскую радиотехническую академию имени Говорова. В 1957 г., окончив академию, был назначен командиром отдельного радиотехнического батальона в Забайкалье. В 1962 г. по замене меня направили в Туркмению начальником радиотехнических войск дивизии ПВО. Через 2 года – командиром радиотехнического полка в Таджикистане, Душанбе. Там я прослужил 5 лет. В 1969 г. был назначен замначальника радиотехнических войск отдельной армии противовоздушной обороны страны в Ташкенте. В 1974 г. назначили начальником радиотехнических войск отдельной армии ПВО страны. С началом войны в Афганистане несколько раз вылетал в Афганистан, оказывал содействие в организации командного пункта радиотехнических войск ДРА. В 1981 году меня перевели в Новосибирск на такую же должность. Прослужил там до1987 года, в 1981 г. было присвоено воинское звание генерал-майор. В связи с возрастом и выслугой 41 год, был уволен в запас в 1987 году.
Семья – жена Галина Александровна, живем вот уже 59 лет в любви и согласии, дети – Руслан и Людмила, им по 57 лет, живут семьями, 4 внука и 2 правнука.
Родители мои жили в Казахстане, так как я много лет прослужил в Ташкенте, я с семьёй переехал в Ташкент. В 1997 году проходил второй конгресс татар в Казани и я был избран делегатом от г. Ташкента. После встречи и беседы с первым президентом РТ Шаймиевым М.Ш. я переехал в Казань. В этом году в мае будет 10 лет, как я являюсь председателем Комитета Общественной организации ветеранов (инвалидов) войны и военной службы.
- Вы ведь и до сих пор занимаете очень активную общественную позицию. Расскажите о вашей деятельности на данный момент?
- Конечно, главным для меня является работа председателем Комитета ветеранов войны и военной службы. По линии общественной работы я являюсь членом Общественной палаты РТ, по патриотическому воспитанию молодежи активно сотрудничаю с министерством по делам молодёжи, спорта и туризма РТ, РОСТО (ДОСААФ) РТ. Основная деятельность Комитета ветеранов заключается в социально-правовой защите наших ветеранов войны и военной службы. Каждые 2-3 месяца мы проводим заседания президиума, на которых рассматриваем вопросы, связанные с социально-правовой защитой ветеранов, здесь речь идёт о медицинском обеспечении, жилье, госпитализации, медикаментах. Рассматриваем их просьбы и жалобы и работаем с соответствующими министерствами и ведомствами по решению данных вопросов. У нас есть организации в районах, которые информируют нас о положении дел. Стоит отметить, что в последнее времяпроизошел заметный скачок улучшения социального положения наших ветеранов: обеспечение улучшенным жильем, специальным автотранспортом, медицинским обслуживанием, путевками на санаторно-курортное лечение и др.
Вторая приоритетная задача - патриотическое воспитание молодежи. В этом направление мы организуем встречи наших ветеранов с учащимися ВУЗов, школ, техникумов, на которых ветераны ведут беседы о патриотизме и негативных проблемах, интересуются повседневной жизнью ребят. Ежемесячно в доме Офицеров проходят встречи молодёжи с ветеранами. По большим праздникам, по Дням воинской славы школьники, кадеты, студенты, суворовцы приходят на встречу с ветеранами. Ответным жестом молодого поколения являются концерты, которые они устраивают для наших ветеранов. Работа ведется по государственной программе патриотического воспитания, согласно которой мы проводим мероприятия совместно с заинтересованными ведомствами. Этопрежде всего министерство по делам молодёжи, министерство образования,министерство культуры, Военный комиссариат РТ, РОСТО ДОСААФ. Я являюсь членом призывной комиссии Республики Татарстан, поэтому работа ведется с молодежью допризывного возраста, это особенно важно. Мы их всегда провожаем на призывном пункте, даём напутствия.
- Какие вопросы стоят особенно остро для вашей организации на данный момент?
- Сейчас многие острые вопросы сняты. Основной проблемой, над решением которой мы работаем в данный момент, является проблема обеспечения медикаментами, их дороговизна, отсутствие медикаментов в специализированных аптеках в нужное время, хотя организована запись ветеранов, с поступлением аптеки информируют ветеранов. Требуется внимание к ветеранам в сельской местности по улучшению условий (водопровод, канализация, бани и т.д.)
- Вы упомянули что являетесь членом призывной комиссии Республики Татарстан. Каковы проблемы современной армии?
- В этом плане есть острые вопросы. Я встречался с учениками 10 классов 113 школы г.Казани и в ходе беседы задал им вопрос об их готовности служить в армии, на что они мне ответили, что готовы, но они бояться дедовщины, трудных условий службы и т.д. Но ведь именно в этом смысл службы в армии, умение переносить тяготы. Мужчиной может быть только тот, кто с оружием в руках готов защищать свою Родину. Проблемой для призывной комиссии является низкий уровень физического развития молодых людей. Необходимо вести здоровый образ жизни, отказаться от курения и употребления алкогольных и наркотических веществ, больше заниматься своим физическим развитием. Сейчас в республике создаётся масса идеальных условий для занятий спортом и физической культурой и этим необходимо пользоваться. В данный момент ябы охарактеризовал положение армии как перестроечное, происходит формирование новых условий, усовершенствование армии. Условия службы в армии становятся максимально адаптированными для ребят, проходящих службу. Но стоит отметить, что подобные изменения не могут быть столь стремительными, сколь хотелось бы. На это нужно время. Очень важно вести допризывную работу, подготовить ребят к одному году службы, чтобы им было проще пройти через это. В этих целях активная работа ведётся Министерством по делам молодёжи и спортивно-патриотическим центром «Патриот», РОСТО (ДОСААФ) создаются патриотические клубыоб эффективности работы которых, в частности, мы будем говорить на заседании Координационного Совета по патриотическому воспитанию при призывной комиссии РТ. Очень важна профессиональная подготовка военных кадров в вузах и сузах для освоения солдатами более сложной военной техники.Одним из положительных моментов является переход на контрактную службу, так как это серьезный шаг вперёд.
- Возможно современное поколение молодых людей будет одним из последних, кто сможет увидеть и пообщаться с ветеранами. Как сохранить память о великом подвиге наших дедов и прадедов?
- Это очень серьезный и правильный вопрос. Участники войны уже в преклонном возрасте, самым молодым 86-87 лет, все они имеют ранения, контузии, пережили перестройки и становление страны после разрушений войны, это всё легло на их плечи. Не каждый из них способен рассказать о своём опыте в силу отсутствия некого красноречия. Помочь в этой огромной работе могут волонтёры из числа студентов и школьников. Во многих школах проводятся конкурсы рисунков, сочинений, посвященных войне. Некоторые организации создают записи фронтовиков на аудио и видео носителях, собирают их в сборники книг. Сейчас имеется определенный разрыв в связи поколений, молодые люди 35-40 лет, которые после распада Советского Союза попали в условия выживания в рыночных отношениях, ушли в свой бизнес. Рубль стал давить на патриотизм и всё остальное.
Сейчас мы пытаемся восполнить пробел привлечением на различные мероприятия. Положительную роль в этом играет проведение и участие в конкурсах. Конкурс «Растим патриотов России», в котором в прошлом году мы получили первое место. Эта победа далась нам общими усилиями всех муниципальных районов республики, которые смогли мобилизовать все свои ресурсы. Активную поддержку оказало министерство по делам молодёжи и другие ведомства, заинтересованные в патриотическом воспитании. Сейчас мы готовимся к продолжению этого конкурса до 70летия Победы в Великой Отечественной войне.
- Ахат Гайнулович, а каким на Ваш взгляд, должен быть современный Защитник Отечества?
- Прежде всего он должен быть физически здоров. Не обязательно быть спортсменом высшего класса, но чтобы он мог себя защитить и защитить ближайшего друга, подругу, товарища. Приятно смотреть на сильного, здорового солдата, когда он стоит с оружием в руках. И, безусловно, он должен быть морально устойчивым, чтобы его ничто не могло сбить с пути. Чтобы он подошёл к службе в армии сознательно, с полным пониманием того, что это его долг и обязанность, и с первого дня службы направил всё своё стремление на получение военной специальности.
- Можно ли научить любить Родину?
- Мы прекрасно понимаем, что невозможно родить патриота. Но с того момента как мать взяла ребёнка на руки и стала кормить грудью он начинает расти как патриот. Его любовь к матери это уже азы патриотизма, и всё его дальнейшее воспитание должно формироваться в любви к родным, к старшим, к братьям и сёстрам. Чтобы выйдя во двор у него был друг, такой же хороший как и он сам. А если появился рядом другой, то он бы принял его. Если он слабее – помог, если плохой – воздействовал так, чтобы он стал лучше. Он любит своих родителей, любит свой дом, свой двор, а значит будет любить и гордиться своей республикой. Я хочу сказать, что моменты патриотизма должны идти безразрывно из семьи, и передаваться в школы, из школ в вузы и так далее. И конечно общественные организации, которые должны вести активную деятельность в рамках патриотического воспитания молодёжи. Воспитание патриотов в руках и обычных граждан, более того это их гражданский долг. Патриот это не только солдат, защитник отечества, но и простой человек в работе, в общении с другими людьми, в отношении к окружающим. Мне бы очень хотелось, чтобы те ребята, которые ощущают в себе силы бескорыстно помогать, навещали бы наших инвалидов и ветеранов. Зачастую они очень одиноки и беспомощны. Им нужна элементарная помощь по хозяйству, да и простое человеческое общение. Некоторые студенты именно так и поступают, только вот средства массовой информации неохотно говорят об этом, всё больше о том, как убивают и грабят доверчивых пенсионеров. Отсюда и недоверие, отсюда и отсутствие примера у молодёжи, которая смотрит и читает об этом.
- Ваши пожелания в День Защитника Отечества.
- Ветеранам мне бы хотелось пожелать здоровья, благополучия, больше встреч с молодёжью. Чтобы администрации школ приглашали наших ветеранов. Им ничего не нужно взамен, они рады вниманию и общению. А молодому поколению мне бы хотелось пожелать уделять больше внимания своему развитию как физическому, так и духовному. И отдельное напутствие мне бы хотелось дать девушкам. Помните, что вы оказываете большое влияние на своих молодых людей и они именно такие, какими вы хотите их видеть.
Спасибо за внимание к ветеранам, больше о них пишите.
C защитником Отечества беседовала Алсу Ситдикова