Запрет Росавиации на выполнение 66 чартерных программ вызовет рост цен на туры - туроператоры
25 апреля 2011 года
Запрет Росавиации на выполнение в летнем сезоне 2011 года 66 чартерных программ может привести к дефициту мест на международных пассажирских рейсах и, как следствие, росту цен на турпакеты, показал опрос игроков туристического рынка, проведенный корреспондентом .
На сайте Росавиации 22 апреля был опубликован список авиакомпаний, получивших допуск на выполнение чартерных рейсов в летнем сезоне, и 11 авиакомпаний, которым допуски даны не были. Среди них - две московские авиакомпании и девять региональных, причем больше всех отказов получили авиакомпании "Татарстан", "Ямал", "Якутия", "Кавминводыавиа". Больше всего отказов - по цепочкам в Хорватию (14), Грецию (12), Турцию (девять). Некоторые из программ - в Тунис, на острова Греции, в Италию, Бургас, Хорватию и Испанию должны были начаться уже на этой неделе.
"Региональные авиакомпании, такие как "Татарстан", "Уральские авиалинии", "Кавминводыавиа" и другие выполняли значимую часть трафика из московского авиаузла. Запретив им выполнения рейсов и не предложив альтернативного решения, Росавиация автоматически создала на рынке дефицит перевозки. Я думаю, туристы почувствуют его на себе, потому что перевозка на зарубежных направлениях станет дороже", - заявил генеральный директор брокерской компании "Авиачартер" Александр Морозов.
Он выразил надежду, что все же это не окончательное решение ведомства. Большая часть из запрещенных программ запускается в июне, и, по мнению Морозова, время на получение разрешений еще есть. Он отметил, что если пересмотра не произойдет, турпакеты с дешевой перевозкой будут пропадут с рынка.
"На те пакеты, что уже выложены, цены не вырастут, так как договоры между авиакомпаниями и туроператорами уже заключены и механизма аргументированного повышения цен нет. Но эти пакеты будут быстро вымыты с рынка, и туристам придется покупать туры с перелетами по более высоким ценам или на регулярных рейсах. Кроме того, может получиться так, что москвичам будет дешевле лететь в Казань или Нижний Новгород, а оттуда за рубеж. Таким образом уже поступают жители Петербурга, вылетающие на отдых из Хельсинки", - рассказал Морозов.
Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина считает, что Росавиация не учитывает реалии рынка, принимая подобные решения.
"Росавиация должна передвинуть сроки рассмотрения заявок авиакомпаний на выдачу допусков, чтобы войти в режим работы туристического рынка. Уже зимой авиакомпании должны получить или не получить допуски на летний сезон, чтобы операторам не пришлось получать информацию об отказе в выполнении программ за два дня до вылета. Росавиация 22 апреля дала допуск на программы, начинающиеся с 25 апреля. Получается, что за три дня туроператоры должны продать туры и заполнить все самолеты на ближайшие вылеты. При этом сами авиакомпании говорят туроператорам, что у них с допусками все будет в порядке, а проверить эту информацию негде", - рассказала Тюрина.
По ее мнению, то, что происходит сейчас, не дает возможности туроператорам спокойно работать и вести продажи на летний сезон заранее, хотя ранние бронирования все более востребованы рынком.
"Сейчас туроператоры в экстренном порядке ищут перевозку. Но очень сложно что-то найти, потому что резервных самолетов накануне сезона у авиакомпаний нет. Естественно, будут перестановки рейсов, перемены вылетов вплоть до сорванных туров, если перевозка так и не найдется. Получается, что единственный выход у туроператоров - покупать свои авиакомпании либо вообще отказаться от чартеров" - отметила Тюрина.
Коммерческий директор туроператора ICS Travel Group Дмитрий Филатовский считает, что на самом деле ничего страшного не произошло.
"Никто из операторов не питал иллюзий по поводу действий Росавиации. Мы подстраховались и забронировали основной объем перевозки на рейсах назначенных перевозчиков. Например, на болгарском направлении это Bulgaria Air, на Кипре - "Аэрофлот". Все участники рынка более или менее понимают, кто и куда может полететь. Только особо рисковые делают ставки на авиакомпании, которые не имеет разрешения на полеты. После прошлого года таких рисковых осталось немного", - сказал Филатовский.
Перед началом летнего сезона 2010 года "Аэрофлот" настоял на применении приказа Минтранса номер 92, в соответствии с которым авиакомпании, подавшие заявки на выполнение чартерных полетов на маршрутах регулярных авиаперевозчиков, должны согласовывать свои действия с назначенным перевозчиком. Проблемы возникли на маршрутах в Ираклион (остров Крит) и Ларнаку (остров Кипр).
Росавиация 28 февраля 2011 года обнародовала список авиакомпаний, получивших допуски на осуществление полетов в европейскую зону, предоставив такие допуски большому числу авиакомпаний. Кроме того, ведомство обещало оперативно публиковать решения о допуске к рейсам, чтобы дать возможность операторам спокойно подписывать соглашения с авиакомпаниями до начала сезона. В марте пресс-секретарь Росавиации Сергей Извольский заявил , что ведомство планирует "либерализовать допуск авиакомпаний к чартерным перевозкам".
По мнению Филатовского, нынешние действия Росавиации не вызовут дефицита перевозки на рынке, но политику ведомства все же нельзя назвать логичной.
"Перевозки всегда заявляется больше, чем реальных клиентов. Все операторы наращивают объемы, под этот рост они берут больше мест в самолетах. Но политика Росавиации противоречива. В 2010 году в действиях ведомства была хоть какая-то логика: летать могли назначенные перевозчики и больше никто. В этом году сначала вроде бы разрешили летать только назначенным, потом дали допуски почти всем желающим, сейчас снова начали запрещать, но по непонятному принципу. Почему "Ямал" может летать, а "Татарстан" не может, если обе авиакомпании соответствуют требованиям Росавиации к перевозчикам, выполняющим международные рейсы", - сказал Филатовский.
Он также считает, что ведомство должно было хотя бы за шесть месяцев до начала сезона четко определить правила игры.
"Тогда туроператорам не пришлось бы в октябре-декабре 2010 года, когда определяются объемы перевозки, ломать голову, что им делать - рисковать и летать на чартерах или садиться на регулярные рейсы, которые стоят дороже. Например, в Болгарию в 2011 году перевозка будет дорогой из-за того, что, когда заключались контракты, туда должны были лететь только авиакомпании S7 и Bulgaria Air. Когда Росавиация дала разрешение на полеты другим авиакомпаниям, основные игроки уже заключили контракты с ними. В результате билеты стоят столько же, сколько билеты в Италию, хотя идеологически Болгария более дешевое направление", - отметил Филатовский.
Он заметил, что в итоге политика Росавиации действительно влияет на цену турпакетов.
"Когда государство что-то жестко регулирует, цены получаются более высокими. Если дает возможность регулировать рынку - цены падают. Если назначенные перевозчики дают более высокие цены, операторы вынуждены включать их в пакет. В результате страдает потребитель", - заявил коммерческий директор туроператора ICS Travel Group.
Эксперт добавил, что на рост цен на авиаперевозку в 2011 году серьезно влияет также рост стоимости авиатоплива.
"Трансаэро" объявила о повышении стоимости билетов на долларовых направлениях на 10% по отношению к уже подписанным контрактам. На направлениях, где цены рассчитываются в евро, они вырастут на 6%. Глубина продаж в этом году у всех высокая. За полностью оплаченные туры мы не берем доплату, а значит - будем вынуждены платить из собственного кармана", - подытожил Филатовский.