ПФО: деловой, привлекательный и кульурный
14 сентября 2011 года
ПФО (Приволжский федеральный округ) весьма достойно представлен в рейтинге лучших регионов России для ведения бизнеса по версии Forbes. (В этом году оценивались не административные центры субъектов федерации, как раньше, а регионы в целом).
Республика Татарстан занимает первое место, на пятой позиции - Самарская область, на шестой - Нижегородская. В десятку регионов-лидеров вошел также Пермский край. Наряду с представителями ПФО привлекательными для бизнеса признаны Свердловская область и Краснодарский край (второе и третье места соответственно), Тюменская, Челябинская и Ростовская области. При составлении рейтинга не учитывались Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области.
Для оценки бизнес-привлекательности рассматривались 15 параметров, относящихся к разным сторонам экономической жизни: социальные показатели, деловой климат, инфраструктура, обеспеченность и покупательная способность населения, комфортность ведения бизнеса и др. Характерно, что, например, Нижегородская область (в рейтингах прошлых лет – город Нижний Новгород) получает стабильно высокую оценку по параметрам «деловой климат», «комфортность ведения бизнеса», в этом году, согласно рейтингу, подтянулись «инфраструктура» и «социальные показатели». Баллы в общую копилку бизнес-привлекательности Нижегородской области добавили развитие сети автодорог, наличие аэропорта и экспресс-связи со столицей благодаря скоростным поездам «Сапсан», активное строительство бизнес-центров. Учитывался и тот фактор, что машиностроение - основа экономики региона – восстановило темпы производства (заметно сниженные в период кризиса). Вероятно, все эти показатели повлияли и на признание Нижегородской области лучшим регионом России по развитию малого и среднего предпринимательства. В Москве прошла X выставка-форум «Дни малого и среднего бизнеса России - 2011». Именно на этой выставке Нижегородская область награждена дипломом «Лучший регион (субъект) РФ по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий».
ПФО можно отнести к территориям, уверенно позиционирующим себя как в области бизнеса, так и и в сфере культуры. Недавно здесь был отмечен 10-летний юбилей получившей широкую известность программы «Культурная столица Поволжья». У истоков этой программы стояли В. Глазычев (специалист по экологии, архитектуре, социально-культурному развитию крупных городов), С.Зуев (проректор Института культурной политики), П. Щедровицкий (зам. директора Института философии РАМН), А. Гор (директор Приволжского филиала Центра современного искусства).
Они рассказали о том, как в 2000 году, когда произошло деление на Федеральные Округа, возникла идея: объединить регионы ПФО общим проектом. Конечно, не обошлось без влияния уже опробованной программы – «Культурная столица Европы». Этот проект осуществлялся с 1985 года и возник он также с целью общности, объединения (смысл: Европа как интегрированная территория, при этом страны и города сохраняют свою самобытность). Но программа, начатая в ПФО, не стала копированием европейской. В разные годы культурными столицами Поволжья были Ульяновск, Киров, Нижнекамск, Чебоксары, Ижевск, Димитровград, Пермь. Многим из этих городов год в статусе «культурной столицы» помог в дальнейшем позиционировании.
Чебоксары собираются побороться за звание «Лучший город для жизни». Пример Перми, раскручивающей бренд «Культурная столица Европы», еще более убедителен (хотя очевидно, что в этом сыграл роль не только данный проект).
Вопрос, который не может не возникнуть: удалось ли с помощью этой программы поднять экономику, повысить инвестиционную привлекательность городов, их рейтинг в целом? Эксперты ссылаются на европейский опыт: к примеру, Глазго и Барселона ощутимо подтянули свою экономику благодаря тому, что на культурные события стекались туристы, развивалась инфраструктура, пополнялся бюджет.
Города Приволжья, став культурными столицами, не пережили туристический бум (хотя посещаемость их в этот период возросла). В то же время среди итогов программы уверенно называют множество социокультурных проектов, проведение форумов и инновационных ярмарок, возможность обучения благодаря семинарам и грантам, внимание к инициативам в регионах со стороны власти. Достигнута и изначальная цель – развитие связей и общности между городами. Очень важно, что произошло переосмысление и расширение самого понятия «культура»: чтобы называться культурными столицами, пришлось не только готовить выставки и фестивали, но и заниматься благоустройством, уборкой мусора, озеленением.
Проведение программы высоко оценили специалисты по брендингу: отмечено, что это интересное начинание в такой актуальной сегодня области как маркетинг территорий.