Почти 90% иностранных туристов, побывавших в России, советуют ее друзьям
2 мая 2012 года
Ростуризм получил итоговые материалы исследования восприятия иностранными туристами имиджа России, проведенного по его заказу Высшей школой экономики. Исследование проводилось с середины марта по начало апреля 2012 года, опрашивались туристы из 36 стран, за исключением стран СНГ, владеющие английским языком и находившиеся в России более суток. Опрос проводился в пяти гостиницах Москвы (203 респондента) и 8 гостиницах Санкт-Петербурга (100 респондентов). Средний возраст туристов, принявших участие в опросе, не превышает 42 года. Среди опрошенных примерно поровну туристов (42,2%) и тех, кто приехал в Россию по делам.
Как оказалось, восприятие нашей страны большинством иностранцев по-прежнему во власти стереотипов – Россия прочно ассоциируется с историческими достопримечательностями и православной культурой, а также с традиционным набором из водки, икры и матрешки. Иностранцы практически не имеют представления, например, о возможностях санаторно-курортного отдыха или бальнеологического лечения, хотя страна располагает колоссальными ресурсами для развития этих видов туризма и продвижения их на международном рынке.
Мало они знают и о возможности активного отдыха в России, хотя в сознании зарубежных гостей образ страны тесно связан с такими мощными природно-географическими брендами, как Волга, Сибирь, Урал и озеро Байкал. Интересно, что Сочи, несмотря на активное продвижение его в связи с Олимпиадой, по-прежнему сильно отстает от них.
Опрос показал также, что в целом иностранные туристы относятся к России как туристическому направлению с большим интересом, 66,3% туристов сказали, что они изменили мнение о России, совершив поездку, из них 90,5% – в лучшую сторону. И только мнение 9,5% опрошенных ухудшилось. При этом 88,4% туристов посоветуют своим друзьям и коллегам поехать в Россию, тогда как не посоветуют – 11,6%.
Интересно, что недружелюбной страну назвали лишь 2,6% респондентов, 28,4% не согласны в таким утверждением, а 35% – «скорее, не согласны». Почти 40% опрошенных не думают о России как о стране, неудобной для путешествий. Еще 39,9% также склоняются к такой позиции.
Несмотря на общее положительное восприятие России как туристического направления, результаты исследования дают четкий посыл в отношении того, что предстоит сделать Ростуризму для повышения привлекательности страны. В частности, более 37% зарубежных туристов согласны с тем, что в России слишком высокие цены на некачественные услуги (не определились с ответом – 30,4%, «скорее не согласны» – 17,8%). По-прежнему немало тех, кто считает, что «Россия – это страна, в которой нечего смотреть, кроме Москвы и Санкт-Петербурга».
При подготовке поездки в Россию иностранные туристы чаще всего (21,9%) обращаются к национальным и международным сайтам. Мнение родственников, друзей и коллег слушают 20,8% опрошенных. На третьем месте – туристические проспекты и путеводители (19,2%). Для 14% потенциальных туристов интерес представляют российские сайты, которые дают информацию на их языке. Далее следуют опыт предыдущих поездок в Россию (10,9%), реклама на телевидении и радио (7,8%) и замыкает рейтинг реклама в печатных изданиях (5,5%).