Закон о туризме уходит на подпись президенту РФ
3 мая 2012 года

Совет Федерации внес 27 апреля поправки в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», предусматривающие создание компенсационного фонда в сфере туризма для защиты туристов, а также повышение финансовых гарантий для туроператоров и другие изменения.

 

Согласно закону, в РФ создается некоммерческое объединение туроператоров, при котором будет сформирован компенсационный фонд, позволяющий возвращать туристов в Россию и оплачивать гостиничные услуги в случае банкротства туроператоров. Операторы в сфере выездного туризма обязаны вступить в члены объединения в течение одного года со дня официального опубликования закона. Контроль за созданием и деятельностью компенсационного фонда берет на себя правительство РФ. В фонд будет вноситься 0,1% от годового оборота туроператоров. Туроператоры будут вносить средства в фонд по итогам 2012 года, поэтому фонд сможет начать работу уже с января 2013 года.

 

В формировании фонда не участвуют операторы по въездному и внутреннему туризму. Кроме того, по закону, средства компенсационного фонда не облагаются налогом на прибыль. Также не относятся к расходам, учитываемым в целях определения налога на прибыль, расходы объединения туроператоров на оказание экстренной помощи туристам.

 

Для туроператоров, чья годовая выручка не превышает 250 млн. рублей, а также тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения, размер фингарантий составит, согласно новому закону, как и прежде, 30 млн. рублей. Если выручка более 250 млн. рублей, то размер обеспечения должен составлять не менее 12% от оборота. Одновременно в законе появилось положение о праве страховщиков на регрессное требование к учредителям должника, его руководителю, членам органов управления туроператора в размере выплаченного страхового возмещения, если неисполнение туроператором обязательств по договору вызвано умышленными действиями указанных лиц.

 

Закон усиливает ответственность туроператоров за свой продукт. В частности, при реализации турагентом продукта от своего имени в договоре с туристом должен быть указан туроператор, сформировавший этот продукт, а также способы связи с ним (номера телефонов, факсов, адрес сайта). В свою очередь, на сайте оператора должен приводиться перечень агентств, с которыми он сотрудничает. Важное новшество – введение уведомительного характера регистрации турагентств, что поможет упорядочить ситуацию на розничном рынке и установить контроль за ним.