Туристско-информационные центры России учатся работать сообща
4 июля 2012 года
Туристско-информационным центрам России нужна общая площадка для взаимодействия, обмена опытом и выработки общей стратегии развития. К такому выводу пришли участники Межрегиональной научно-практической конференции «Роль туристских информационных центров и пунктов в формировании имиджа Российской Федерации как страны, благоприятной для туризма», которая состоялась в июне в Санкт-Петербурге. Она была организована Ростуризмом.
Одна из проблем ТИЦ – автономность, отсутствие взаимосвязи не только с ТИЦ в других регионах, но и с местными органами власти в туризме. По данным исполнительного директора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Татьяны Гавриловой, сейчас функции ТИЦ в разных регионах пересекаются с задачами территорий по продвижению не более чем на 50%. Однако, как считает эксперт, согласно известной маркетинговой формуле, в работе по созданию сильного национального туристического брэнда при помощи ТИЦ должно быть 80% координации, 15% коммуникации и 5% вдохновения. Татьяна Гаврилова видит путь в объединении усилий ТИЦ и большей их координации. Именно на это нацелен новый проект СЗРО РСТ по обмену социальной туристской рекламой между городами России «Открой свою страну». «Надо учиться быть вместе», – считает она.
В совместной работе всех игроков сферы туризма, включая ТИЦ, видит залог успеха и генеральный директор ТИЦ Казани Наталья Абрамович. «Решение о создании нашего центра было принято пять лет назад в связи с возросшим турпотоком и профинансировано Исполнительным комитетом Казани. Свою главную задачу мы видим в объединении всех участников сферы регионального туризма, только тогда появляется шанс сделать «просто город» туристическим направлением. Мы никому не диктовали условий, наоборот, стремились убедить в своей полезности, эффективности сотрудничества с нами», – рассказала Наталья Абрамович.
Интересно, что у ТИЦ в других странах были похожие проблемы, однако за последние годы они сильно ушли вперед, добившись серьезной государственной поддержки. Например, американские туристские информационные центры (CVB – Convention and Visitors Bureaus), по словам управляющей Visit USA Russia Маргариты Бабаян, хотя и возникают по инициативе снизу, но получают значительные субсидии из госбюджета. А вот латвийские ТИЦ, ведя работу по продвижению территорий, активно сотрудничают не только с государственным агентством по развитию туризма, но и с региональными туристскими ассоциациями или советами.
Один из старейших ТИЦ России – новгородская «Красная изба». Он был создан в 2001 году по примеру инфоцентра Страсбурга, однако с тех пор не раз менял и концепцию развития, и организационно-правовой статус. В 2011 году ТИЦ зафиксировал 16 тыс. обращений, что на 20% больше показателей 2010 года. О необходимости идти в ногу со временем говорила на конференции также глава СПб ГКУ «Городское туристско-информационное бюро» Нана Гвичия. Возглавляемый ею ТИЦ также перестраивался в соответствии с запросами туризма и общества. В итоге сейчас в его составе функционирует Агентство городского маркетинга и входящее в него конвеншн-бюро, а к задачам туристско-информационного бюро отнесена аккредитация гидов-переводчиков и экскурсоводов. Нана Гвичия уверена, что российские ТИЦ «дозрели» до создания общественной организации. Ею могла бы стать, например, Ассоциация туристско-информационных центров, в рамках которой могут обсуждаться и внедряться единые стандарты деятельности и предоставления информации ТИЦ.
Прообразом единой системы ТИЦ России могла бы стать также сеть туристских информационных центров Ленинградской области, о деятельности которой рассказала и.о. руководителя ЛОГУ «Информационно-туристский центр» Оксана Суворова. Десять городских и районных центров, входящих в сеть, подчинены различным структурам и органам власти и юридически независимы от ИТЦ, что не мешает организации заниматься продвижением Ленобласти, координировать деятельность ТИЦ на ее территории, участвовать в профессиональных выставках единым областным стендом, организовывать выездные семинары для сотрудников туриндустрии.
Руководитель туристского визит-центра МБУ «Елизовский центр предпринимательства и некоммерческих организаций» Елена Красильникова уверена, что ТИЦ не должны ограничиваться сотрудничеством только с местной администрацией и сферой турбизнеса и гостеприимства. «Считаю очень важной работу с местным населением, жителями региона, которых надо активнее приобщать к туристическим ценностям, делать их своими помощниками. В нашем случае это ценности природы – Камчатский край славится замечательными заказниками, заповедниками, природными парками», – отметила она.
Участники конференции оказались единодушны в стремлении объединить свои усилия и теснее взаимодействовать с коллегами в других регионах. Зампредседателя Государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ Дмитрий Митяев считает эти планы вполне осуществимыми. По его мнению, единая система ТИЦ станет одним из факторов развития въездного и внутреннего туризма и в результате этого капитализация России как туристского брэнда будет увеличиваться на десятки процентов ежегодно. В подтверждение своих слов Дмитрий Митяев представил алгоритм создания системы туристских информационных центров и пунктов в Российской Федерации. Ростуризм поддерживает идею объединения и готов способствовать созданию общей для всех ТИЦ площадки для диалога.