Халил ШАЙХУТДИНОВ: «Подмечаем на Играх в Лондоне каждую деталь с прицелом на Казань»
2 августа 2012 года
Заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана Халил Шайхутдинов в эти дни находится в олимпийском Лондоне. Замглавы Минспорта РТ поделился со спецкором ИА «Татар-информ» в Лондоне впечатлениями от организации Олимпийских игр 2012 и рассказал, что из увиденного может быть использовано на Универсиаде 2013 в Казани. Халил Шайхутдинов также обозначил медальные надежды Татарстана, ведь в Лондон отправились сразу 22 наших спортсмена.
Какие впечатления оставила у вас церемония открытия Игр в Лондоне?
Х.Ш.: Мы были на церемонии открытия вместе с вице-премьером Правительства Татарстана, главой ФСО «Динамо» РТ Асгатом Сафаровым, мэром Казани Ильсуром Метшиным, делегацией «Исполнительной дирекции «Казань 2013» во главе с Владимиром Леоновым. Мы видели все, как на блюдечке. Конечно, были маленькие недочеты. Но в целом церемония открытия Олимпиады была массовым красивым грандиозным историко-культурным шоу. Нам понравилось, как было все организовано. Единственно – в билетах было указано время начала церемонии в 19.30, а активные действия стартовали только в 21 час. Но с точки зрения безопасности это хорошо. Ведь на церемонии присутствовали около 80 тысяч человек – и каждому еще нужно было найти свое место. В целом было мощное шоу. Но я думаю, у нас на открытии Универсиады в Казани хуже не будет. У нас своя культура, богатая история. Мы надеемся, что в Казани тоже получится красивый праздник.
Как вы отнеслись к тому, что огонь, зажженный на церемонии в середине стадиона, потом погасили и перенесли в другое место (в ночь на понедельник организаторы Олимпиады в Лондоне на несколько часов потушили огонь в олимпийской чаше из лепестков в целях безопасного перемещения конструкции, состоящей из 205 медных сосудов, в угол стадиона – прим. Т-И)?
Х.Ш.: По этому поводу идут активные обсуждения, в том числе в СМИ. Но зато сама церемония зажжения огня была очень красивой. Мы сами, когда только сели на трибуны, искали место для зажжения огня на высоте, как в Китае. Я думал, что огонь будет зажжен на находящемся рядом большом красном, очень интересном монументе. Все ждали там. Но организаторы нашли более оригинальное решение. Какие у вас первые впечатления от олимпийского Лондона?
Х.Ш.: Если сравнить оформление Лондона с китайской Олимпиадой, Универсиадой в Шеньжене, то Игры 2012 уступают по этому показателю, начиная с дороги от аэропорта – нет флагов, баннеров, больших экранов. Но зато население, туристы с интересом следят за соревнованиями.
Олимпийский дух вообще ощущается?
Х.Ш.: В первое время, когда я только ехал из аэропорта, праздничного настроения не ощущалось. Но когда я окунулся во все это, начал посещать спортобъекты, соревнования, большие площади, где гуляет народ, особенно ближе к церемонии открытия Игр, я почувствовал этот особый дух, ауру Олимпиады. Хотя, почему-то нигде в продаже билетов нет. И это несмотря на то, что не на всех соревнованиях арены заполнены. По словам организаторов, многие лондонцы уехали на время Игр. Наверное, они ваучеры не успели поменять. По словам жителей, билеты к тому же еще и дорогие. На соревнованиях, где выступают сильные спортсмены, билетов не найти. Даже спекулянтов практически нет. Я попытался по всем каналам – билеты просто невозможно достать. Это показывает высокий интерес к Олимпийским играм.
Как оцениваете организацию транспортной инфраструктуры и безопасность?
Х.Ш.: В метро легко можно добраться. Я ожидал худшего, с учетом того, что на открытии Игр присутствовали 80 тысяч зрителей. И работает такси – для тех, кто может себе это позволить. Это не так дорого и очень быстро. На такси даже на самый дальний участок за 30 минут можно добраться, а в метро – где-то быстрее, где-то подольше. Я бы назвал транспортное обеспечение хорошим. Для спортсменов выделена отдельная полоса. Они легко добираются и никакого дискомфорта не чувствуют. Вопросы безопасности решены очень четко. Проверки, посты, ограждения хорошо сделаны.
Вы, наверное, уже побывали в Олимпийской деревне и пообщались с нашими спортсменами?
Х.Ш.: Да, мы всей делегацией посетили Деревню Игр. Сама Деревня находится в центре города, красивом, уютном месте. Мне понравилось оформление, озеленение. Да и сами делегации интересно оформили свои временные жилища. Например, австралийцы привезли страуса на свою площадку. Есть некоторые неудобства: в комнатах нет кондиционеров, не везде есть туалеты, номера маленькие. На питание спортсмены не жалуются. Для желающих работают танц-площадка, кинотеатр, боулинг, бильярд, сувенирные магазинчики. На улице на территории Деревни можно по своим карточкам дополнительно получать соки, фрукты. Необходимые условия для спортсменов там созданы. Конечно, совершенству нет предела. Мы также пообщались с нашими спортсменами, Встретились с Яной Мартыновой, уже после ее неудачного заплыва. Мы ее поддержали, как смогли.
С кем связаны медальные надежды Татарстана?
Х.Ш.: Поговорили с тяжелоатлетом Андреем Демановым. Он готов, но у него очень сильные конкуренты. Думаю, он должен быть как минимум в призах. Пообщались с девчонками-волейболистками. С Асгатом Ахметовичем съездили на тренировку подопечных Владимира Алекно, пообщались с волейболистами. Они сказали, что в Лондоне очень сильно проверяют на допинг. Ту же Гамову взяли на контроль прямо из столовой. Изначально все спортсмены и тренеры были предупреждены, что Игры в Лондоне станут самой «чистой» Олимпиадой. Мы надеемся на наши волейбольные сборные. Мы с тренером Камиллы Гафурзяновой (рапира) живем в одном отеле. Наша фехтовальщица находится в очень хорошей форме. В личном первенстве Камилла проиграла 1/8 итальянке, которая в итоге стала второй. Мы верим и надеемся, что в командном первенстве российские девушки будут как минимум призерами. Но мы надеемся на золотую медаль. Я очень верю в Василия Мосина. Это его третья Олимпиада. Василий находится в очень хорошей форме, и я надеюсь, что он вернется в Казань с золотой медалью. Я верю, что золотую медаль завоюет синхронистка Эльвира Хасянова. 3 августа уже стартует легкоатлетический турнир. Я очень верю, что Юлия Зарипова завоюет золотую медаль в стипльчезе. Если она это сделает, надеюсь, «серебро» выиграет еще одна наша спортсменка Гульнара Галкина-Самитова. Я думаю, эти две спортсменки оспорят золотую и серебряную медали. Я верю и в нашего тхэквондиста Алексея Денисенко. Тем более их «развели» по группам с самым сильным соперником из Испании. Если он не заволнуется, то все будет хорошо.
Пока российская сборная начала выступления на Играх ни шатко, ни валко…
Х.Ш.: Ну как всегда. Те виды, спорта, в которых сильны наши спортсмены – художественная гимнастика, борьба, легкая атлетика – еще впереди. Я думаю, мы финишируем третьими в общекомандном зачете. Конечно, нас могут опередить китайцы и американцы. Китай показывает практически по всем видам спорта достойные результаты, в том числе новым. Это дает о себе знать большая численность населения и система подготовки атлетов. Российские специалисты и мы, функционеры, надеемся, что эта Олимпиада станет прорывной. Все ожидаем чуда. Каждый день, просыпаясь утром и засыпая вечером, мы верим, что чудо должно произойти.
Что скажете насчет спортобъектов?
Х.Ш.: Конечно, в Европе делают не как у нас. У них все простенько, функционально, дешевле в эксплуатации. В то же время, площадки соответствуют всем международным требованиям.
Удалось в Лондоне почерпнуть что-нибудь полезное применительно к Универсиаде 2013 в Казани?
Х.Ш.: Я каждую мелочь оцениваю с прицелом, как это потом можно применить в Казани. Вплоть до того, как сделаны указатели, как построены спортобъекты, как организована входная часть, питание внутри, информационные табло. Даже взять урны. Вроде мелочь. Но мелочей в таком деле не бывает. Тут урны – прозрачные пакеты. Это вроде и некрасиво, но хорошо с точки зрения безопасности – сразу видно, что внутри находится. В начале я очень переживал, что перед церемонией открытия может большое скопление народа. Организаторы везде поставили торговые точки. Но после окончания церемонии они уже были закрыты. Может быть, надо оставлять их открытыми. Чтобы не вся толпа сразу хлынула к выходу, а кто-то, кто не успел это сделать до начала церемонии, купил сувениры после ее окончания. И то же самое с пунктами питания. Если кто-то после 3-часовой церемонии проголодался – можно пойти и перекусить, и тем самым это остановит единовременный поток людей. В каждой мелочи можно найти что-то полезное применительно к Татарстану, России. Я на каждую вещь смотрю и положительно, и отрицательно, и уже мысленно перевожу ее в Казань. Мы по очень многим вопросам консультируемся, спрашиваем у организаторов.