В России заработала электронная система регистрации туристов
7 февраля 2013 года

На едином портале государственных и муниципальных слуг www.gosuslugi.ru теперь любой россиянин, отправляющийся отдыхать за рубеж, может зарегистрироваться и оставить информацию о себе, месте отдыха, отеле, маршруте и любые другие данные. Услуга эта добровольная и бесплатная. Предоставленная информация может оказаться чрезвычайно полезной при возникновении катаклизмов социально-политического или природного характера, а также в иных непредвиденных обстоятельствах. Речь идет и о тех, кто выезжает через туроператора, но, в гораздо большей степени, самостоятельных туристов, местонахождение и передвижение которых известно только им самим и, в лучшем случае, друзьям и родственникам. Например, когда в январе 2010 года произошло сильнейшее землетрясение на Гаити, то тех, кто отправился туда отдыхать через турфирмы, удалось установить довольно быстро. Но еще 6 человек оказались там в качестве неорганизованных туристов. «Вычислить» их и оказать им своевременную помощь было бы легче, если бы эти люди оставили о себе какую-то информацию. Теперь такая возможность есть.



Для любителей активного и экстремального отдыха будут доступны специальные дополнительные блоки, в которых можно указать сведения о планируемом спортивном походе, маршруте повышенной опасности, способах передвижения, средствах связи, наличии регистрации в МЧС или маршрутно-квалификационной комиссии. Как рассказала RATA-news пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова, ведомство будет информировать туристов в случае возникновения угрозы жизни и, оперируя их данными, координировать действия соответствующих ведомств.



Идея добровольной регистрации самостоятельных туристов, отправляющихся за рубеж, не нова и в том или ином виде предлагалась различными инстанциями. В частности, в начале 2011 года, когда начались революционные волнения в Египте и встал вопрос о возможной эвакуации российских туристов, Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму предложила разработать законопроект о создании единого туристического реестра. МИД РФ, консульские службы которого постоянно сталкиваются с проблемами российских туристов за рубежом, еще два года назад обсуждала эту тему с Российским союзом туриндустрии. Правительства или министерства иностранных дел многих стран уже давно предлагают своим гражданам, отправляющимся за рубеж, зарегистрироваться в интернете, чтобы с ними можно было связаться на случай чрезвычайной ситуации. RATA-news тогда опубликовала обширный материал о зарубежном опыте в этой сфере.  



МИД России серьезно изучал вопрос создания аналогичного ресурса. В итоге, он реализован сейчас Ростуризмом, а в МИД РФ 1 января 2013 года учрежден новый департамент – Ситуационно-кризисный центр (ДСКЦ), директором которого назначен Дмитрий Казимиров. Главной задачей подразделения станет, как сказано в официальном сообщении, обеспечение безопасности российских граждан, загранучреждений и других объектов за пределами территории России в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций. ДСКЦ станет механизмом внутри– и межведомственной координации. В своем письме на имя руководства Российского союза туриндустрии Дмитрий Казимиров отметил, что МИД России заинтересован в тесном сотрудничестве с РСТ. Конечной целью такого сотрудничества ДСКЦ МИД России видит разработку комплексных решений по быстрому и эффективному реагированию на чрезвычайные ситуации за рубежом, в которых под угрозой могут оказаться жизнь и безопасность наших граждан.



Одновременно с добровольной регистрацией россияне на том же сайте госуслуг могут теперь получить информацию о политической и эпидемиологической ситуации или степени безопасности той или иной страны, куда направляется турист. По словам Ирины Щегольковой, сделать это можно через запрос, оформленный на сайте. В конце запроса необходимо указать адрес электронной почты, на который из Ростуризма придет ответ. Информация о наличии угрозы безопасности туристов предоставляется Ростуризмом на основании данных МИД, МЧС, МВД, ФСБ, Роспотребнадзора, Росгидромета. «После того, как неделю назад заработала эта опция, на Ростуризм обрушился настоящий шквал. В день поступает до 80 запросов от туристов, больше всего – по ситуации в Египте», – рассказала RATA-news пресс-секретарь ведомства.



Слова Ирины Щегольковой о «шквале» вселяют надежду на то, что российские туристы уже не так беспечны, как принято считать. Дело в том, что для получения такой информационной услуги нужно предпринять довольно приличные усилия. Во-первых, зарегистрироваться на портале госуслуг. А для этого необходимо заполнить регистрационную анкету в Личном кабинете пользователя, при этом необходимо выбрать способ получения кода активации: 1) почтовым отправлением через ФГУП «Почта России», 2) в центрах продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком». Получение кода активации занимает не более 2 недель. После прохождения регистрации и введения кода активации для входа в «Личный кабинет» используется СНИЛС и пароль, указанный пользователем при регистрации. Очевидно, что воспользоваться предлагаемой услугой надо сильно «захотеть».



Возможно, и в плане добровольной регистрации российские туристы окажутся столь же активны. Однако в турфирмах хорошо знают, как часто туристы просят не сообщать родным или еще кому-то, куда и с кем они едут отдыхать, как неохотно люди делятся дополнительной информацией о себе. Специалисты полагают, что пройдут годы, пока регистрация станет привычной, и туристы будут ею активно пользоваться. «Но дело может ускориться, если появятся реальные примеры того, как это помогло людям в реальной сложной ситуации», – заметила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.