Завершилась школа профессионального развития вожатых «Лестница»-2013
4 февраля 2013 года
С 30 января по 4 февраля 2013 на базе ДОЛ «Волга» прошла Республиканская школа профессионального развития вожатых «Лестница». Участниками школы 2013 года стали 110 человек из г.г. Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Елабуга, Альметьевск, Чистополь, Нижнекамск и т..д.. ряда республиканских профильных смен, РЦ «Форпост», театрального лагеря «Движение», креативного лагеря «Круговорот», Республиканского интеллектуально - психологического лагеря «Территория Мы», Республиканских организаций, ассоциации скаутов РТ, движения СТО РТ и другие.
Организатором мероприятия выступает Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, совместно в Республиканским Центром Внешкольной работы Министерства образования и науки Республики Татарстан, в соответствии с Республиканской программой «Дети Татарстана», Приказом Министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан от 28.11.06 г. № 962 «О проведении школы вожатых».
Целью программы является повышение профессиональной компетентности (технической, межличностно-коммуникативной, контекстуальной, адаптивной, концептуальной, интегративной) педагога-вожатого профильных лагерей (смен) в сфере летнего оздоровления, развития, образования, досуга и воспитания детей путем организации обучающей и творческой деятельности при обеспечении психолого-педагогического сопровождения.
В программе школы были следующие мероприятия:
- педагогический мастер-класс «Конструирование лагерных мероприятий. Ноу-хау» - 8 академических часов;
- организация, проведение и анализ мероприятий, разработанных на педагогическом тренинге «Конструирование лагерных мероприятий. Ноу-хау»-ежедневно;
- педагогический мастер–класс «Эффективный организатор летнего отдыха» (3 уровня – в соответствии с опытом прохождения ШПРВ) – 12 академических часов (подробнее см. Приложение 2);
- игровой практикум – 5 академических часов;
игры на знакомство;
игры – ледоколы;
игры – энергизаторы;
игры на развитие взаимодействия внутри отряда;
игры на сплочение коллектива;
игры – шутки, игры – розыгрыши;
подвижные игры;
- тематические психологические и педагогические мастер - классы (по выбору участников) – 8 академических часов
- психологическая тренинговая сессия по презентации себя в новом коллективе и развитию командного потенциала – 10 академических часов
- практикум по бардовской песне – 8 академических часов
- мастер-класс «Свечка как форма создания доверительной атмосферы в отряде» - 5 академических часов
- открытая защита авторских проектов педагогических исследований участников ШПРВ – 8 академических часов.
Среди тем педагогического мастер-класса «Эффективный организатор летнего отдыха» были следующие:
+1 уровень (для помощников вожатых)
Создание вожатского и отрядного имиджа.
Создание атмосферы в отряде.
Аналитическая деятельность ребёнка и педагога – вожатого в лагере. Формы педагогического и детского анализа в условиях ВДК.
Типологизация игр малых форм. Способы разработки игр.
Повышение качества вечерних выступлений. Алгоритм подготовки.
I уровень (для вожатых)
Индивидуальное и коллективное целеполагание как основа успешной деятельности.
Программирование профильного лагеря. Игровая модель смены.
Оптимизация содержания программы лагеря. Логика построения смены.
Развитие педагогической интуиции. Алгоритм решения педагогических ситуаций. Социометрия.
Критерии отбора мероприятий. Обеспечение физической и психоэмоциональной безопасности жизнедеятельности детей.
II уровень (для вожатых)
Ролевой базис вожатого.
Типологизация детей. Пути взаимодействия вожатого и детских типажей, воспринимающихся «трудными» и «проблемными».
Организация детского самоуправления. Возможности использования социальных ролей в отрядной деятельности.
Формы воздействия на групповую динамику.
Сотворение Праздника Души.
III уровень (для старших вожатых и заместителей руководителей программ летнего отдыха детей и молодежи)
Искусство подбора педагогического персонала.
Создание профиля должности вожатого-педагога.
Как создать эффективную педагогическую команду и развивать ее.
Типологизация педагогических мифов, заблуждений и барьеров.
Способы улучшения эффективности воспитательной деятельности.
Напомним, что программа реализуется на протяжении 10 лет (с 2004 г.). За данный период участниками программы стали около 2000 вожатых профильных, палаточных и детских оздоровительных лагерей Республики Татарстан и Приволжского федерального округа.